Международный косплей
Международный косплей начал свое развитие ненамного позднее, чем японский. Это связано с тем, что японская анимация быстро завоевала популярность в странах запада. Сначала косплей пришел в другие азиатские страны, а оттуда уже по всему миру, заняв свое место в костюмированных показах на мероприятиях, посвященных научной фантастике и фэнтази-фестивалях. Затем появились и аниме-фестивали с отдельными номерами косплееров.
Американский и европейский косплей немного отличается от косплея, присущего Стране Восходящего Солнца. Среди западных косплееров больше популярны герои фантастических фильмов, американских комиксов, исторические личности и персонажи из фильмов на тему различных событий из истории. Косплей очень популярен на мероприятиях, посвященных научной фантастике и миру фэнтази. В Японии же наибольшее количество народа собирают мероприятия, связанные с аниме и компьютерными играми. Также японский косплей свободно допускает использование фашистской амуниции, т.к. она является одеждой многих персонажей. Естественно на Западе подобное совсем неуместно.Если в Японии косплееры пытаются максимально воссоздать копируемого персонажа, используя для этого всевозможные средства (маски, накладки, грим), то на Западе по поводу совершенства соответствия, выбранному для косплея герою, ведутся бурные споры. Камнем преткновения стали некоторые особенности и отличительные черты героев японских комиксов и мультипликации, которые очень сложно воспроизвести досконально. В пример приводится неправдоподобно большая грудь у нарисованных в мангах девушек, слишком удлиненные конечности, что является одной из самых заметных отличительных черт аниме, или же непомерно огромные мышцы. Однако последний пункт сторонники традиций не рассматривают всерьез, указывая на то, что герои американских комиксов (Бэтмен, Супермэн, Халк и многие другие супергерои) тоже страдают подобным «несовершенством».
В Соединенных Штатах и Канаде косплей завоевал огромную популярность в начале этого века. Крупнейшие фестивали Otakon, Anime Boston или Sakuracon, проводимые в Северной Америке, стали известны по всему миру. На них съезжаются не только жители США и Канада, но и косплееры из Европы, Азии и Австралии. Косплей и аниме на североамериканском континенте стали одним из самых популярных направлений поп-культуры настоящего времени. Это произошло благодаря постоянно возрастающему интересу к японской анимации среди населения США и Канады. Поспособствовал этому и знаменитый мультфильм Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками», получивший Оскар, как лучший анимационный фильм в 2003 году. «Унесенные призраками» нельзя отнести к классическому аниме, однако этот мультфильм хорошо помог популяризации этого стиля. В итоге на настоящий момент субкультура аниме приобретает в Северной Америке все большее влияние: с каждым разом на фестивалях становится все больше посетителей, которые пытаются создать образ своих любимых героев и если не поучаствовать в основном шоу, то хотя бы просто продемонстрировать свой костюм окружающим.Аниме-фестивали в США и Канаде искусственно популяризируются: идет серьезная реклама в интернете и на телевидении, ведутся репортажи с происходящих событий на музыкальных каналах, составляются списки грядущих мероприятий и начинается их «раскрутка». Даже Хэллоуин некоторые косплееры американского континента шутливо называют «днем косплеера».
На фестивалях в Америке проводятся не только конкурсы на лучшие костюмы, но и конкурсы на лучшую сцену и на лучшее дефиле. Но самый большой ажиотаж вызывает конкурс-маскарад, который представляет собой шутливые соревнования в косплейных костюмах. Есть индивидуальные выступления и групповые. На индивидуальном выступлении участник конкурса читает свой монолог, в котором должен хорошо угадываться персонаж. Групповые выступления являют собой практически театральные (но короткие) представления. На конкурсах костюмов первоначальная оценка складывается из трех составляющих: жюри судит костюм по мастерству изготовления, оригинальности дизайна и реакции зрителей. Также отдельно оценивается сначала возможность применения костюма в какой-нибудь постановке или сценке, а затем насколько хорошо костюм был представлен косплеером. При оценке по последнему критерию уже не обращают внимание на то, насколько мастерски изготовлен костюм: здесь самое большое значение имеет органичность использования костюма в показе и насколько хорошо участник конкурса сыграл свою роль. Поэтому здесь самый простенький костюм может выиграть у шикарного наряда из эпохи Возрождения или выполненного с максимальной точностью и безупречностью костюма спайдермена. Естественно, как и на всех конкурсах, победителям вручаются призы. Здесь они непременно связаны с аниме-культурой.Стремительный рост популярности косплей-конов привел к включению в программу фестивалей некоторых новых элементов косплей-шоу к традиционному конкурсу маскараду и конкурсу показа костюма. Например, anime dating games (популярные японские компьютерные игры с романтическим сюжетом) или cosplay human chess («человеческие» шахматы), когда косплееры изображают шахматные фигуры. Крупные конкурсы всегда планируются заблаговременно, т.к. в них участвует большое число косплей-групп, представляющих тот или иной фильм, сериал или компьютерную игру.
Но не только в тематических фестивалях участвуют косплееры Соединенных Штатов и Канады. Очень часто их можно встретить на премьерах фантастических фильмов или кинокартин в жанре фэнтази. Причем это явление существует не только в крупных мегаполисах, но и в маленьких городках. На премьерах таких знаменитых киносериалов, как «Властелин колец», «Звездные войны», «Гарри Поттер» и «Пираты Карибского моря» косплееры выстраивались в ряд, создавая своим появлением нужный антураж.
Из США косплей распространился в Центральную Америку. Однако наибольшая популярность и признание ждали его в Мексике. По примеру американцев, мексиканские косплееры включили «костюмированную игру» в различные фестивали, посвященные аниме и манге, а также популярным компьютерным играм и научной фантастике. Иногда косплееры проводят свои собственные вечеринки и клубные пати, которые бывают как тематические (посвященные определенному аниме или игре), так и простые, не привязанные к определенной теме.В Австралии тему для косплея тоже берут не только из аниме или манги. Австралийский континент давно и по праву считается отражением американских и европейских тенденций практически в любой сфере деятельности. Так произошло и с косплеем: австралийские косплееры используют для тем своих костюмированных мероприятий западные комиксы, кинофильмы, фэнтезийные и фантастические сериалы, полнометражные мультфильмы и даже драматические произведения и книги. Косплеят всё, что может стать для них источником идей. Всё, что вдохновляет сыграть ту или иную роль. Интересно то, что австралийские косплееры существуют в основном только в крупных городах, где процветают различные субкультуры и есть место для андеграунда. Показы костюмов можно увидеть не только на специально организованных мероприятиях, но даже на улицах: в местах, где собираются поклонники японской культуры.
Косплей приобрел широкую популярность даже на Филлипинах. Здесь тоже проводится огромное количество мероприятий, посвященных манге, аниме, компьютерным играм и фантастическим сериалам, в которых задействован косплей.
Косплей популярен и в странах юго-восточной Азии, где влияние Японской культуры, благодаря близкому расположению, необычайно велико. Но и там есть свои особые мероприятия, придуманные представителями субкультуры косплея этих стран. Косплееры Гонконга, Кореи, Сингапура и Тайваня часто устраивают комические фестивали, где можно не только показать свои костюмы, но и поучаствовать в различных шутливых конкурсах и весело провести время.